На ЭМСС создали заготовку корпуса колеса турбины для ДнепроГЭС по новой технологии



05.05.2012 // Медиа-центр ОАО "Атомэнергомаш"

На ЭМСС создали заготовку корпуса колеса турбины для ДнепроГЭС по новой технологии

Результатом усилий специалистов ОАО «Энергомашспецсталь» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) стало применение уникальной технологии, которая открывает новые перспективы в формировании портфеля заказов украинского производителя крупногабаритных заготовок из спецсталей. Уникальная технология с использованием результатов компьютерного моделирования была применена при производстве крупнотоннажного корпуса рабочего колеса гидравлической турбины для ДнепроГЭС по заказу ОАО «Турбоатом». «Это первое литье, которое ЭМСС изготавливает для ОАО „Турбоатом“с механообработкой, — отмечает старший менеджер Департамента продаж продукции энергетического машиностроения Александр Кроливец. – Благодаря успешному выполнению этого заказа, наше предприятие уже получило заказы на изготовление литых заготовок с механообработкой корпусов рабочих колес и поршней для гидравлических турбин Кременчужской и Новосибирской ГЭС, заказан еще один комплект для Днепровской ГЭС. Не последнюю роль успешное выполнение заказа сыграло и в подписании первого контракта с ОАО „Турбоатом“ на поставку готовых лопастей для гидротурбин. В ближайших планах – получение заказов на изготовление обработанного литья для крупнейшей российской компании „Силовые машины“. Отливки, изготавливаемые для гидроэлектростанций, имеют сложную конфигурацию и высокие требования к качеству. В частности, заготовка корпуса рабочего колеса гидравлической турбины представляет собой две сферы (одна внутри другой), соединенные общей стенкой. При этом наружная сфера переходит в полый цилиндр. Габаритные размеры отливаемых „Корпусов“ колеблются в пределах от 3000 до 4000 мм, как по наружному диаметру, так и по высоте. Масса отливок доходит до 150 т. С точки зрения заливки таких отливок, при затвердевании они являются крайне нетехнологичными, поскольку питание нижней части отливки невозможно в связи с пережимом тела в верхней части. Традиционно изготовление отливки „Корпуса“ происходило в сварно-литом варианте: цилиндрическую часть и сферическую части отливали отдельно, а затем сваривали. Однако в настоящее время заказчики отказываются идти на дополнительные расходы, связанные со сваркой. „Основным технологическим приемом в решении данной задачи было изменение конструкции отливки для создания условий направленного затвердевания за счет введения кольцевых питающих напусков, — объяснил начальник технологического отдела литейного производства (ТОЛП) Геннадий Онипко. – То, что таким образом можно решить поставленную задачу, подтвердили результаты моделирования с помощью программы LVM Flow“. После отливки уникальной детали были найдены новые решения механообработки больших припусков, которые были неизбежным следствием технологии отливки. „Особенность состояла в том, что деталь имеет шестигранную форму, остатки приливных ребра и цапф, срезанных автогеном. А это значит, что механическая обработка на чистовом токарно-карусельном станке с ЧПУ выполнялась „на удар“ (прерывистое резание), — говорит начальник технологического бюро механообрабатывающего цеха Александр Дудник. — Еще один нюанс — обработка сферы 3020 мм. Раньше детали типа „сфера“ мы обрабатывали на карусельном станке по механическому копиру (вертикальную и горизонтальную подачу отслеживали датчики). При обработке заготовки, о которой идет речь, мы успешно применили токарно-карусельный станок, оснащенный системой с ЧПУ, введенный в строй в конце 2011 года после капитального ремонта и модернизации в Италии“.


© 2000—2011 Пресс-Центр атомной энергетики. Поддержка сайта — Агентство PepperGreen