Экологическая безопасность АЭС в 2003 году



30.12.2003 // Пресс-центр

Долгосрочное развитие атомной энергетики ставится общественностью в прямую зависимость от решения проблем обеспечения экологической безопасности с учетом как радиационных, так и нерадиационных факторов воздействия.

     Долгосрочное развитие атомной энергетики ставится общественностью в прямую зависимость от решения проблем обеспечения экологической безопасности с учетом как радиационных, так и нерадиационных факторов воздействия.
     Природоохранная деятельность на АЭС связана с соблюдением требований экологической безопасности и обеспечивается за счет контроля за эффективностью газо- и водоочистных сооружений, соблюдения установленных нормативов выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод в водные объекты, образования и размещения опасных отходов, повышения экологической культуры персонала и других организационно-технических мероприятий. Рациональное природопользование на АЭС достигается применением ресурсосберегающих технологий и снижением объемов потребления природных ресурсов.
     Для обеспечения экологической безопасности требуется достоверная, полная и своевременная информация о состоянии природных ресурсов, качестве окружающей среды и уровне ее загрязнения в районах расположения АЭС. Производственный экологический мониторинг (ПЭМ), выполняемый Экологическими службами АЭС позволяет получать, обрабатывать и анализировать информацию для оценки состояния окружающей среды и выработки своевременных и экономически эффективных решений. Объем ПЭМ и его периодичность зависит от степени воздействия источников на окружающую среду и определяется соответствующими регламентами, согласованными и утвержденными в установленном порядке.
      Загрязнение атомными станциями атмосферного воздуха вредными химическими веществами в 2003г. являлось незначительным. Доля АЭС в объеме загрязняющих веществ (ЗВ), выбрасываемыми в атмосферный воздух всеми предприятиями России, составляет менее 0,009 %. Объемы выбросов ЗВ постоянно снижаются и составляют всего около 30% от установленного контролирующими природоохранными органами лимита.
     Атомные станции являются крупными водопользователями. В 2003г. забор воды производился в соответствии с утвержденными в природоохранных органах лимитами и не превышался. Забранная вода использовалась в основном на производственные нужды для охлаждения конденсаторов турбин (99%). Контроль содержания загрязняющих веществ, поступающих в поверхностные водные объекты со сточными водами АЭС проводился в соответствии с требованиями согласованных «Регламентов химического контроля сбросных вод АЭС и природных вод в зоне контролируемой АЭС» и утвержденных норм предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. В 2003г. было сброшено 99% нормативно-чистых вод (не нуждающихся в очистке) и нормативно-очищенных на сооружениях очистки - 0,2%.
     В 2003 г. все опасные отходы (нерадиоактивные) размещались на оборудованных площадках, специальных хранилищах и их утилизация контролировалась Экологическими службами АЭС. В соответствии с новыми требованиями нормативно-технической и законодательной базы началась работа по получению концерном "Росэнергоатом" лицензии Министерство природных ресурсов России на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (нерадиоактивными).
     В 2003г. продолжалась работа по совершенствованию охраны окружающей среды в районах размещения АЭС. В целях приведения природоохранной деятельности атомных станций в соответствие с требованиями российского законодательства и нормативными актами различного уровня были разработаны и введены руководящие документы эксплуатирующей организации «Основные правила обеспечения охраны окружающей среды атомных станций (без учета радиационного фактора) (ОПООС АС)» и «Положение о производственном экологическом мониторинге на АЭС».
     В течение 2003 года концерн и АЭС занимались подготовкой обосновывающих материалов по выработке предложений в проекты новых законодательных актов в сфере водного законодательства (поправки к федеральному бюджету 2004г., новому Водному кодексу, Главе 29 Налогового кодекса «Водный налог»).
     В 2003г. был закончен экологический аудит природоохранной деятельности атомных станций. В заключениях экоаудиторов дана положительная оценка соответствия деятельности АЭС нормам, правилам, стандартам и инструкциям в области экологической безопасности. В частности, дана рекомендация привести систему управления окружающей средой (СУОС) в соответствие с государственным стандартом ГОСТ Р ИСО 14001-98, осуществить ее сертификацию.
     В стратегической перспективе Россия должна стать членом Всемирной торговой организации (ВТО) и принять её правила и стандарты, среди которых важное место занимают стандарты экологического менеджмента ИСО серии 14000. Поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач Министерства Российской Федерации по атомной энергии является совершенствование системы управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью, внедрение международных стандартов в этой области. В связи с этим в концерне «Росэнергоатом» разработана «Программа работ по получению сертификатов соответствия требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО 14001-98», реализация которой начата на Балаковской АЭС. Экологическая сертификация в ближайшее время станет одним из действенных экономических механизмов улучшения состояния охраны окружающей среды.
     Отсутствие на российских АЭС инцидентов и аварий, сопровождающихся загрязнением и негативным изменением окружающей среды позволяет считать, что в 2003г., как и в предшествующий период атомные станции являются экологически чистыми предприятиями высокого уровня безопасности, а производственно-хозяйственную деятельность АЭС характеризовать как стабильную.


© 2000—2011 Пресс-Центр атомной энергетики. Поддержка сайта — Агентство PepperGreen