Размер шрифта на сайте

фотобанк

Контакты:
Е-mail:

Секреты вертолетчиков 2.09.2009



Вертолетчики Архангельского авиаотряда  работают на международном рынке с 1995 года. Они работали в Нигерии, Сьерра-Леоне, Западной Сахаре. Сейчас они работают в экспедиции «Арктика -2009». Нам уже не раз приходилось наблюдать за тем, как работают летчики, и каждый раз мы поражались мастерству пилотов. Пока мы в пути, решили выяснить, на чем базируется приобретенный опыт а также поговорить о специфике авиационной работы в Арктике.

«Многие из нас побывали в Африке, — говорит заместитель летного директора 2 Архангельского авиаотряда Владислав Вологдин. — В 90-х в стране была непростая экономическая ситуация, работы было мало. Мы начали искать новые рынки. Первое, что мы сделали, – это привлекли менеджерский состав, специализирующийся на международных рынках, а также вложили средства в подготовку летного состава на предмет соответствия всем международным требованиям на международных воздушных линиях.

Некоторое время спустя на нас вышла иностранная компания и предложила работать в Либерии на миротворческую африканскую миссию. Так началась наша деятельность за рубежом».
За плечами у Вологдина – большой опыт, ему есть, что рассказать. « Одна из компаний, на которую мы работали, осуществляла транспортное обеспечение Африканского союза по обеспечению мира — организации, которая объединяла шесть африканских государств. США поддерживали эту организацию. В наши задачи входило дежурство на случай социальных волнений, с целью эвакуации американских посольств.  Однажды в Гвинею, где мы работали, с визитом прилетела госсекретарь США Мадлен Олбрайт, и у нее был запланирован визит в Сьерра-Леоне. Этот визит обеспечивал наш вертолет», — вспоминает пилот.

Однако опыт технического и летного состава авиаполка не ограничивается лишь Африкой, он распространяется и на Арктику. Вертолет МИ-8 и его модификации (на «Ямале» находится МИ-8Т) признан одним из самых удачных летных средств предназначенных  для работы в высоких широтах. Несомненным достоинством вертолета является его большая грузовая  кабина, рассчитанная на 22 человека.

«В условиях зимы мы используем специальные масла и смазки, — говорит  Владислав Вологдин. — Для полета в Арктике используются  топливные присадки, чтобы оно не загустевало. Больше по большому счету ничего не требуется: противообледенительная система является штатным оборудованием вертолета МИ-8Т».

Кроме того, перед полетами в Арктике проводятся специальные регулировки двигателей. Меняются настройки и жидкости, после чего вертолет готов для работы. Далее начинается специфика полета. 

«В Арктике погода меняется прямо на глазах, поэтому подготовка пилота должна соответствовать, — рассказывает  Владислав Вологдин. — Приходится быстро принимать решения – прекращать работу, возвращаться, когда произошло ухудшение видимости, наползание тумана или что-то другое».

Еще одним специфическим нюансом авиационной работы в Арктике бывают так называемые «полеты на белизне». Это ситуация, когда пилоту практически не за что зацепиться на поверхности, кругом сплошная белизна и нет точек привязки к местности, небо закрыто, идет снег и туман. Полет осуществляется в таком случае исключительно по приборам. В таких условиях особое значение имеет сплоченность и сработанность экипажа.

Еще одним отличием работы в Арктике является снежный вихрь, возникающий при посадке вертолета на лед. Снег, находящийся на льду, образует вокруг вертолета снежный шар, который мешает обзору и поиску ориентира при посадке (в условиях Арктики это может быть лужа, следы, угодно). Однако у опытных вертолетчиков в арсенале есть определенные приемы. В частности, летчики 2 Архангельского авиаполка придумали брать с собой в полеты обычные автомобильные покрышки: черные резиновые изделия являются прекрасными ориентирами в белой снежной пустыне. С высоты 10 метров вперед выбрасывается покрышка и помогает работать вертолету.

Экипаж вертолета  составляет три человека: командир воздушного судна, второй пилот, бортмеханик. Для работы на «Ямале» в условиях экспедиции необходимо иметь несколько допусков: на полеты с морского судна и проведение погрузочно-разгрузочных работ. Специфика проведения погрузочно-разгрузочных работ в условиях Арктики заключается в использовании подвески длиной 30 метров. Она имеет тенденцию к раскачиванию, а задача вертолетчиков — ставить грузы очень точно. Максимальный вес, который поднимал на ледокол вертолет, составляет две тонны, работа это ювелирная&

«Если бортмеханик говорит, нужно вбок взять двадцать сантиметров, мы это делаем», – говорит Владислав Вологдин.

При полной заправке бака в 4000 литров МИ-8Т способен пролететь 800 километров.  Однако в Арктике расчет полета ведется иначе, рассчитывается полет на одном двигателе, поэтому здесь считается таким образом, что вертолет может улететь от ледокола на 300 километров и обратно.

 


© 2000—2011 Пресс-Центр атомной энергетики. Поддержка сайта — Агентство PepperGreen