Размер шрифта на сайте

фотобанк

Контакты:
Е-mail:

Корпус «Ямала» как объект научных исследований... 5.09.2009



Как я уже писал, борта нашего ледокола двойные. Оказывается, это конструктивное качество судна сотрудники Отдела ледовых качеств судов НИИАА используют для научных исследований, чтобы в будущем улучшить конструкции судов ледового класса. А ведь именно такие суда осваивают Арктику, другим тут делать нечего&

Научный сотрудник отдела ледовых качеств судов ААНИИ Алексей Чернов занимается изучением «Ямала». Он снимает натурные данные с тензометрических датчиков, которые он на протяжении первых нескольких дней экспедиции устанавливал изнутри на наружный борт судна.

«Ледовые качества — это, во-первых, ледовая ходкость, то есть способность судна преодолевать лед заданной толщины с заданной скоростью. — поясняет Алексей. — Во-вторых, это ледовая прочность, то есть способность судна выдерживать воздействие льда без вредных для себя последствий».

По его словам, в строительной механике (науке о прочности) существуют три основных проблемы. Это проблема воздействий внешних сил, проблема напряженно-деформированного состояния тела и проблема запаса прочности. Последние две проблемы хорошо известны и более-менее решены. А вот первая проблема — взаимодействие с таким сложным объектом, как лед — до сих пор является предметом обсуждений среди специалистов. Модели такого взаимодействия очень сложны, являются во многом спорными и в настоящее время нуждаются в уточнении. На борту ледокола Алексей Чернов снимает данные о деформации корпуса  ледокола в наиболее чувствительных точках в зависимости от различных параметров.

Такие модели необходимы для расчета корпусов судов ледового плавания — ледовое усиление требует большего количества более качественной, а следовательно и более дорогой стали. Такое судно получается дороже, а эффективность его ниже, поскольку вместо части груза оно везет «само себя». Снижение массы корпуса увеличивает эффективность судна, но, с другой стороны, оно не должно повреждаться льдом.

«Это очень тонкая грань, — поясняет Алексей. — Нужно добиться того, чтобы у судна был определенный запас прочности, но он не был чрезмерным».

 


© 2000—2011 Пресс-Центр атомной энергетики. Поддержка сайта — Агентство PepperGreen