Размер шрифта на сайте

фотобанк

Контакты:
Е-mail:

История вопроса



Малые АЭС.

История вопроса. Перспективы

история вопроса

Впервые о мобильных малых АЭС задумались еще в 60-х. Однако приоритет был отдан стационарным атомным станциям и атомному флоту. В 1990 году на международной конференции «Атомная энергетика на море. Экология и безопасность» в Мурманске российские ученые предложили использовать для энергоснабжения труднодоступных районов плавучие атомные станции мощностью не более 100 мегаватт. Идею обосновали просто: завозить в такие регионы традиционное топливо трудно и дорого, а строить тысячемегаваттные АЭС нерентабельно. Конструкторы ЦКБ «Айсберг» обратились к энергетическим установкам атомных ледоколов, отличающимся надежностью в эксплуатации.

Конструктивно малая АЭС должна была выглядеть следующим образом: на специальную баржу устанавливаются два судовых реактора, турбогенераторы, прочее оборудование, пост управления и бытовые помещения оборудуются по принятым на ледоколах стандартам.

С 1992 года организация «Малая энергетика» по заданию Министерства по атомной энергии и концерна «Росэнергоатом» проработала технико-экономические обоснования размещения атомных теплоэлектростанций малой мощности (АТЭС ММ) на Камчатке, Чукотке, Магадане, в Якутии, Корякии, Мурманской и Архангельской областях, Красноярском, Хабаровском и Приморском краях. Экспериментальной площадкой для первой станции выбрали чукотский город Певек. На период ремонта ближайшей Билибинской АЭС здесь необходимо было обеспечить устойчивое энергоснабжение.

В 1994 году наиболее эффективным для АТЭС ММ признан проект реакторной установки КЛТ-40С – прототип «ледокольного» реактора. Авторство принадлежало коллективу нижегородского опытного конструкторского бюро машиностроения им. И.И. Африкантова (ОКБМ), сорок лет проектирующего корабельные и судовые ядерные энергетические установки.

Севмаш

Изначально большой интерес к проекту проявило Севмашпредприятие (г. Северодвинск), для которого корабельные реакторы не новы. С 1955 года здесь были построены 128 атомных подводных лодок для отечественного ВМФ. На Севмаше считают, что строительство плавучей атомной станции на военной верфи – это идеальный вариант конверсии производства. Более того, затраты на затраты на постройку плавучего энергоблока в условиях судостроительного завода должны быть оптимальными.

В 2000 году Минатом, «Росэнергоатом», администрация Архангельской области и ФГУП «ПО „Севмаш“ подписали декларацию о намерениях строительства головной АТЭС ММ в Северодвинске. В ноябре 2000 года был подписан приказ по реализации проекта, Севмашпредприятие определено в качестве завода-строителя плавучего энергоблока и генподрядчика строительства станции. Проект был включен в федеральную целевую программу „Энергоэффективная экономика“. Таким образом, экспериментальная площадка из чукотского Певека переместилась на территорию северодвинского Севмаша.

В октябре 2002 года появился технический проект плавучего энергоблока (пр. 20780), утвержденный решением Минатома, „Росэнергоатома“ и Россудостроения. Спустя год проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы России. В 2005 году коллегия Росатома решила „целесообразным осуществить строительство головной АТЭС ММ в Северодвинске“.

К этому времени были оформлены все необходимые виды лицензий, проведены общественные и государственные экспертизы, получено положительное экономическое заключение по проекту, но отсутствие финансирования тормозило работу. Ситуация изменилась к лучшему с приходом к руководству Росатомом Сергея Кириенко. В концерне „Росэнергоатом“ была создана дирекция строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций, прорабатывалось финансирование проекта за счет бюджетных средств и кредитов банков.

экспортный потенциал

Повышенный интерес к разработке российских конструкторов давно проявляют страны азиатско-тихоокеанского региона. Их привлекает не только мобильность АТЭС ММ. Ядерная установка – надежный источник энергии для опреснительных комплексов. Установив подобное оборудование на плавучем энергоблоке, можно получать до 240 тыс. кубометров пресной воды в сутки. Значительный дефицит этого продукта, по прогнозам ООН, страны Ближнего Востока будут испытывать уже к 2025 году. Однако с инвестициями иностранцы пока не торопятся, ожидая запуска пилотного проекта в России.

Потенциальные экспортные контракты исключают заимствование российских ядерных технологий. Для реализации проекта принята схема: „строю – владею – эксплуатирую“. То есть, Россия не только строит станцию, но и полностью обеспечивает ее функционирование в регионе заказчика, раз в 12 лет, по истечении автономного цикла, проводит восстановительный ремонт, а по окончании эксплуатации (40 лет) утилизирует.

вопросы безопасности

К плавучей АТЭС, как любому ядерно-опасному объекту, пристальное внимание проявили экологи. Тем не менее, в проекте АТЭС ММ предусмотрена многократная защита, заложен внушительный ресурс безопасности во избежание не только проектных, но и „запроектных“ аварий, таких, как землетрясение, цунами или падение самолета. Все это, безусловно, сказалось на успехе Государственной экологической экспертизы, которая завершилась в июле 2002 года.

Напомним, что в настоящее время во Франции атомные станции вырабатывают 75% электроэнергии, в США – 25%, в России порядка 16%. В январе этого года Владимир Путин поставил задачу увеличить долю атомной энергетики в общем энергобалансе России до 25% к 2030 году.


© 2000—2011 Пресс-Центр атомной энергетики. Поддержка сайта — Агентство PepperGreen